so_mysl (so_mysl) wrote,
so_mysl
so_mysl

Изгнание демонов "Святой Руси"

Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл, будучи главой ОВЦС, еще только PR & GR "готовясь" к своему питерскому патриаршеству, продвигая концепцию Русского мира, не раз провозглашал, что в связи с непонятно чем нынешние «Россия, Украина и Беларусь — это и есть Святая Русь!»



Кто стяжал смиренномудрие, тому Бог открывает грехи его, чтоб он признал их (признался в них и раскаялся). Если затем присоединится к сему плач и пребудут в нем оба сии (признание грехов и плач), то они изгоняют из души его демонов и напитают ее своею честию и своими святыми добродетелями (самими собою и порождаемыми от них добродетелями)...
Если ты не сможешь снести слова ближнего твоего и отомстишь ему, то брани воздвигнуться в сердце твоем, болезнь сердцу твоему причиняя тем, что слышал ты, и о том печалиться заставляя, что сам сказал...
Могущий сносить жестокое слово (человека) грубого и неразумного ради Бога и ради мира помыслов - сей наречется сыном мира. Таковый силен хранить всегда мир души, тела и духа...

А.В. Карташев. Воссоздание Святой Руси. Париж. 1956 г.

7 стр.
"Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии" (Пс. 126, 1)
"Нам восточным близок фатализм. В ответственных делах мы склонны все возлагать "на волю Божию", не ставя на первое место напряжение до предела своей собственной воли и своей ответственности в ожидании уже на них Божия благословения, или неблагословения. А потому и лозунг "воссоздания" склонны скорее понимать в смысле пассивном, как терпеливую оборону, а не наступление...".

19-20 стр.
Как бы нам не очутиться неподготовленными, с одними мечтательными чаяниями, к моменту, может быть... неповторимому?... Вера без дел мертва. Творческая вера требует не созерцания только, но и действия. А действие требует плана, метода, техники, организации и терпеливой работы. Иначе из ничего ничего не выходит...

21-22 стр.
остается только творческое возрождение, воссоздание... в новом стиле неведомого грядущего. А это незаурядных умов дело. Это - дело творческое. Не исполнительская чиновничья работа...
Создать имперский мир - pax russica на отведенных нам Промыслом просторах, закрепить на них действие русской культуры и внутренне преобразить ее духом Православия - это задача для гения. Это неотменимый, богоопределенный путь служения Великой России, внутренне - Святой Руси...
Задачи перед нами не простые, а титанически сложные. Никаким упрощенством, малокультурностью, провинциализмом и кустарщиной от них мы не отделаемся. В вопросах нашего мирового православного призвания мы не имеем права быть каким то третьим сортом, псевдо-смиренной деревенщиной...
После нынешнего безбожного грехопадения Россию поднимут только люди со Христом в сердце, а не на вывесках и плакатах. Мерилом доверия народного станет только мученичеством засвидетельствованная святость...

26-28 стр.
Жизнь вообще в своих основах бездонно мистична, хотя и бесконечно познаваема научным разумом. Мистична жизнь и отдельного человека, и племенных народных коллективов. Она по тончайшим законам наследственности носит в своих недрах всю органическую полноту опыта, переживаний, дбородетелей и пороков своих предков, своей истории. Так слагается и действительно существует коллективная душа народов с их особыми влечениями, призваниями и духовной судьбой. Не подчиняясь террору псевдо-научных выделывателей "общественного мнения", мы ясно видим и утверждаем это органическое, из тесячелетних глубин древности идущее, племенное, этническое начало, перерабатываемое в духовном опыте народов на высшее, идеальное национальное призвание. Все народы древности и нового времени, раз выступив на историческое поприще, с того момента уже не были какой то протоплазмой, переливающейся из одной формы в другую. Напротив, от исторического начала до их исторической смерти народы являются устойчивыми и неразложимыми типами, явно подвластными закону биологической индивидуализации и самосохранения, аналогичному закону устойчивости органических видов. Египтянин всегда был египтянином, римлянин римлянином, перс персом, еврей евреем, грек греком, как и русский - русским, начиная от первых свидетельств о русском характере арабских и византийских авторов 9 в. Народы столь же четко индивидуальны, как различны их языки. Степень их исторической изменяемости не превышает степени изменяемости языков, всегда остающихся в своем русле и не сливающихся с руслом истории другого языка. Эта историческая индивидуальность народов, их типа, их гения, их призвания и интерсует нас практически, когда мы устанавливаем духовный образ и высший долг служения нашего народа в семье человечества. Итак есть Россия, не просто как внешний, исторически изменчивый факт, но и как устойчивое, органическое целое, как духовный тип, как живая душа русского народа с единым соборным самосознанием. Этой душой животворится и ее государственность и ее народность и ее культура, как вплощения русской души. Нельзя Россию заново спроектировать, выдумать и построить по чуждому ее природе плану. Плодотворно ее можно развивать и содействовать ее процветанию лишь в соответствии с заложенными в ней свойствами и талантами, с ее внутренней энтилехией, с ее призванием, с ее миссией. Безумно скакового коня запречь в работу ломового битюга и наоборот. В этом смысле у всякой нации есть свое призвание. При верующем, провиденциальном взгляде на историю, это призвание наций открывается, как воля Божия о них, как особая миссия для каждой. Так встает вопрос не только об определении особого дара и призвания наций, но и вопрос об ответственности каждой нации за это призвание, об успехе или неудаче при его выполнении. Почему? Потому что мы имеем дело здесь с сферой нравственной свободы. Лишь бездушыне вещи мироздания автоматически неизменно выполняют свое назначение в механике жизни. Явления органического и животного мира уже не столь инертны и, движимые сверх механики биологическими инстинктами самосохранения, они вносят в свое родовое существование некую тень инициативных изменений и приспособлений. Как бы тень свободы. Человек же и коллективы человеческие, уже всеми корнями своей личности погруженные в загадку духовной свободы, не могут уйти от критерия ответственности за свою жизнь и судьбу в той мере, в какой они могут свободно развивать данный им талант, или зарывать его в землю. Много званных, но мало избранных... Призванием легче всего пренебречь: прежде всего - не угадать и не осознать его, соблазниться чужим путем, заблудиться, или узнав зазнаться, залениться, возмечтать получить все даром, без усилий и - пропасть исторически. Историческая предопределенность тут есть, но автоматизма и фатализма нет. Свободная ответственность народа определяет его судьбу - к славе или позору...

45-48 стр.
Тенденция последних царствований предрекала уже ликвидацию петровского неоязыческого духа и приближала монархов-сынов церкви, а не ее глав и деспотов, поглотивших по немецкому и еретическому праву соборную свободу церкви. Антиканонический синодальный строй управления церковью также был на пороге своей исторической смерти и возврата к канонической автономии...
Вечная, неистребимая свято-русская душа российской нации освобождена теперь от старой разбитой и убитой в муках революции оболочки... Мы должны быть сознательными акушерами ее как бы нового рождения на свет Божий пред очами мира в образе Национальной Великой России, внутренне, духовно - Святой Руси... Думать о механическом возврате старой формы политических и церковных взаимоотношений, значит заранее готовить себе жестокое разочарование. Небываемое не бывает! Прошлогодний снег растаял. И не в нем дело, не в истлевшей плоти старой Руси, а в ее бессмертном духе, имеющем вновь воплотиться в соответствунную ему форму в новых условиях новую форму. Старо-теократические условия исчезли...
Верую и исповедую, что мы вступили уже в эпоху возрождения и христианской государственности в мире и восстановления вновь Православной России, но в совершенно новых формах свободы и права. Вне свободы вообще не может быть христианской качественности. Христианство по принуждению есть абсурд, contraditio in adjecto, мертвый и кощунственный ярлык...

51-52 стр.
Как единичной личности, отдельному грешному человеку, во Христе открыт путь к святости, как отравленной первородным грехом смертной твари открыта надежда на нетление в грядущей "славе чад Божиих", так и грешному по природе плоду творчества человека и твари вместе, т.е. человеческому общежитию с его полуфизическими законами, т.е. в частности и государству, во Христе открыт путь к совершенствованию, к выходу из рабства греху, к восхождению на высшую ступень общения разумных существ, идеал которого дан в церкви. Грешник может стать в идеале святым. Из отверженного стать сыном Божиим. Так и государство, по Библии родившееся из своеволия и богоотступничества и построенное на грехе насилия, может, а следовательно и должно, стать богопослушным, христолюбивым коллективным сыном Божиим, уподобиться свободному благодатному союзу Церкви, оцерковиться. Так, обосновавшись на этом надежном и "недвижимом камени" христианского догмата о Богочеловеке - на этой премудрости из премудростей и философии из философий - мы победно преодолеваем все обескураживающие возражения неверов, недопускающих нас с нашим христианством в будто бы монопольно принадлежащую им область государственности, и - святошествующих толстовцев и сектантов, отпугивающих нас от приятия государства будто бы отступничеством от Христа и Евангелия...

57-58 стр.
Христианство, открывшее человеческой совести и давшее миру явление недосягаемо высокого идеала социальной правды в апостольской церкви, допустило фанатикам атеизма и лживым демагогам похитить его собственную правду и объявить ее якобы монопольным откровением социализма... Надо оборудованием христианства по последнему слову новейшей культурной техники заставить забыть его испорченную в массах репутацию, будто это всегда какое-то извлекаемое из сундуков, побитое молью и отдающее нафталином, прадедовское старье, почти ни на что деловое непригодное...

59-60 стр.
От вождей восстановления требуется сверх-таланты правительственной дальнозоркости, смелости творческой мысли, тактической находчивости и гибкости... Творческая просвещенная диктатура первое время неизбежна...

63-64 стр.
Мы должны воссоздать наш национальный дом на основе конституционно заявляемой и тонко воплощаемой в формах государственного права идеологии православной церкви... Творчески преображенное, новоявленное христианское государство не есть то мрачное пугало прошлого... Христианское государство может удовлетворять самое требовательное современное правосознание, может иметь самые разнообразные и технически новейшие правовые свободные формы. Дело не в форме, а в духе и содержании...

67-68 стр.
Каменный дом строится из камня, деревянный из дерева. Христианское государство можно построить только из христиан... Теперь христиане оказались среди своих народов в меньшинстве. Теперь построить христианское государство много сложнее. Конечно, христианское меньшинство имеет нравственное право быть лидером безрелигиозного большинства. Но загнать это большинство насильственно в рамки церковной дисциплины - было бы сумасшедшей идеей...
Идеал Святой Руси еще конкретнее, еще острее, чем даже идея "христианского" государства. На деле, в исторической конкретности, как нет христианства "вообще", а даны только его конфессии: православие, римское католичество и разные виды протестанства, так нет и христианских государств "вообще", а есть только вероисповедные государства. В применении к нам дело идет о государственности православной...

79-81 стр.
Протестантизм, поколебавший идею церкви и отдавший ее во власть князей, не мог быть образцом для Церкви Восточной. Но также и римский католицизм, гордящийся достижениями теократической свободы церкви, ибо теократия Рима привела к глубокому извращению самой сущности жизни церковной... Самым замечательным, почти чудесным результатом истории отношений восточных церквей к государствам является полная сохранность на Востоке чистой церковности, чуждой политике... Грех государственного властолюбия оказался совершенно чужд ее природе. Она - церковь в чистом первобытном виде... Православная церковь в сердце своем сохранила первохристианскую чуждость царству мира сего, свое церковное приснодевство...
Именно нам-то православным (а не протестантам) и не к лицу покидать свою высокую миссию христианизации государства... Зачем... по-монофизитски и даже по-буддийски уходить в беззаботный спиритуализм к великому удовольствию врага всякой религии, модного лаицизма, возомнившего о себе, что он есть бесспорная аксиома, сопротивление которой есть просто признак отсталости...

84 стр.
Современное правовое государство, если оно не страдает скрытым или явным антирелигиозным фанатизмом, должно быть признано... нормальным условием жизни церкви наших дней...

87 стр.
Наш восточный опыт, заостренный в трагическом русском опыте, побуждает нас клоняться к практическому предпочтению в настоящий момент позиции максимальной независимости церквей от государств, т.е. использования всех выгодных для церкви сторон столь широко распространенного в действующих конституциях принципа отделения церкви от государства... Для непосредственной реализации симфонии в живой современной действительности нет опоры, нет данных. Вредно быть мечтателем и иллюзионистом в области религиозной...

89-92 стр.
Само государство... претерпевает в сущности необычайное сужение своей реальной компетенции... С возмужанием народов и ростом самосознания свободной творческой личности, роль реального творца культуры перешла к свободному человеку...
Жизнь наций творится преимущественно спонтанными общественными силами, а не бюрократией... Государство властвует, но далеко не управляет жизнью наций. Нации самоуправляются. Комплекс самоуправляющихся специальных функций жизни нации в общей раме государства - вот, что характерно для новой государственности. Государство, как комплекс всех юридических правоотношений, существующих в недрах нации, тем сильнее и жизненнее, чем оно полнее опирается на эти живие клеточки своего организма. Эти клеточки, эти объединения с бесконечным разнообразием их задач и специальностей и составляют основную ткань, плоть самой по себе довольно формальной и абстрактной государственности. Эта корпоративность - девять десятых всего состава государства. Это самая живая и близкая к быту граждан сторона государственности. Это среда, где царит дух свободы... Церкви... не о симфонии с государственным аппаратом... приходится тосковать. Она уже в "симфонии", в союзе с живыми силами нации, она не лишена средств для теократического влияния на жизнь. Она имеет для выполнения этой задачи новых союзников - силы общественности, живущие и расцветающие заодно с ней в атмосфере свободы, а иногда и в конфликтах с государственной властью. Пути теократического служения церкви в наше время, можно сказать, "демократизировались"... Чтобы воплотить дух церкви в жизни, ныне с большим успехом, чем к королям и парламентам, нужно обращаться за поддержкой к свободным, творящим культуру силам общества...

94 стр.
Тактическая директива настоящего момента для церкви: быть свободной от искажающих ее лик и ослабляющих ее пророческие силы тесных уз с государством, ради усиления ее социальной миссии...

97-98 стр.
Отделение церквей от государств, задуманное антирелигиозными философами и политиками, как тонкая форма гонения, вместо древней откровенной и грубой, снова обращается для церкви, как древние гонения, вместо смерти к жизни и воскресению... Теперь к церкви реально, статистически принадлежит то или иное меньшинство среди нации. Не символически иллюзорно, а подлинно с этим меньшинством и находится в "симфонии" церковь. И через это меньшинство и преображает духовно все целое...

104-107 стр.
Петр... отнял у церкви власть соборного самозаконодательства и самоуправления и взял ее себе... Это было одним из звеньев великой западнической реформы 17-18 вв., логически связанным с другими ее звеньями. Это была революция во всем культурном и государственном мировоззрении России, поведшая к глубокому внутреннему распаду в национальной душе народа. Отсюда родилась бесцерковная русская интеллигенция, а с другой стороны - замкнувшееся в недоверии к ней средневековое простонародное население... C 16 века русские усиленно добивались от греков учреждения в Москве патриаршества, а греки всячески этому противились... Теперь же русские собственными руками сняли с себя свою церковную голову. Двести лет наша церковь... выносила разнообразные нажимы на ее совесть, иногда почти унижения ее достоинства и терпеливо ждала своего канонического освобождения...

108-109 стр.
Зависимая от государства служебно и материально, церковная иерархия приобрела чиновничье, бюрократическое самочувствие. Характерные черты его: утрата чувства общественной связи, одиночное чувство ответственности перед лицом своего ближайшего начальства, отсутствие инициативы, пассивность... Бессоборность логически привела церковную иерархию и к безобщественности. Полицейско-бюрократический строй старого режима, исключивший из себя общественность и этим толкнувший ее в революционное вырождение, культивировал, награждал и закреплял эту безобщественность церкви. Церковь удалилась от руководства всей полнотой национальной жизни, оторвалась от участия в самой живой, злободневной и освежающей общественной работе... Такое антиканоническое, еретически-протестантское связывание церкви государством повело в конечном счете и к самоподрыву светской власти... Православная теократическая брачная симфония, замененная протестантской субординацией, превратила церковь из жены в безавторитетную прислугу...

114 стр.
Ревнуя о единстве России, нужно мужественно предвидеть те церковные (и не только церковные - прим. С.Д.) сепаратизмы, которые непреодолимы в случаях недостижения нормы российского политического единства. Но с точки зрения главного идеала, который нас занимает, т.е. создания из России православного государства, внешние, периферические по отношению к основному ядру сепаратизмы не должны нас особенно беспокоить. Талант творчества обратно пропорционален сепаратистким вдохновениям...

116 стр.
Соборность церковной души и церковной истины выражается не через соборы только, а и через отдельных членов церкви и великих и малых, если только вся церковь беспрекословно соглашается с их голосом, приемлет его фактически, как свой голос "рецепирует" его...

117 стр.
Вообще нужно быть готовыми... осмотрительно, не откладывая в долгий ящик, брать в руки открытую, призывную инициативу... Не в форме захвата инициативы и претензий на общую команду, а как подвиг труда и помощи всем отсталым, малосильным фракциям..., вовлекая все примыкающие юрисдикции в инициативный центр...

124-125 стр.
Брезгливый уход церкви от государства и культуры, ставших непокорными церкви, был бы монофизитской ересью, реализованной в жизни... В оправданной уже историческим опытом системе благополучной жизни и деятельности церквей на базе нового правового государства...церковь не может симфонизировать с аппаратом государства, но ей открыты широчайшие и разнообразные возможности симфонирования со стихией свободного общества. А силы общественные составляют душу самого по себе мертвого, приближающегося к механизму аппарата политического. Церковь, такми образом, по существу своей миссии является попечительницей и наставницей духа и сердца самого населения. Точнее - избранной христианской части его, не принудительно и не паспортно только, но свободно вдохновляющейся церковными задачами... Не без борьбы и конкуренции, в свободном состязании с другими подобными же идеологическими активностями других течений общественности. В этой новейшей форме симфонии не прямо с государством, а с верующим народом... устраняется убаюкивающий волю христиан "номинализм" старых "христианских" государств. Получается "реализм" действительных, а не призрачных достижений христианизации мира сего...

126 стр.
Не через внешнее давление, не в формах внешней власти и принуждения, а изнутри, через... воздействие на совесть... Это... интимное воздействие... и есть основной метод теократической миссии церкви...

135 стр.
Масса беззаботно не сознает себя мобилизованной... Война спустилась уже с высот духа с стала нашей реальной обыденщиной. Есть минуты бытия, о которых сам Христос сказал: "продай одежду свою и купи меч" (Лк. 22, 36). Время мобилизации...

141 стр.
Слабое место латинской церкви в ориентации на социальный вопрос. Природа ее перегружена клерикальностью. Мало места отведено места роли мирян. А в социально-экономическом... вопросе, именно роль мирян и должна быть выдвинута в первую очередь. И это как раз соответствует природе православия...

146 стр.
Раз нет еще в самом... обществе достаточного запаса духовной творческой энергии, то одними формальными усилиями его не родишь. При полицейско-бюрократическом строе принято в обществе безответственно будировать и бранить якобы во всем виноватое "начальство". При совбодном строе эта бесплодная критика проверяется на деле. Если "начальство" не успевает - извольте сделать сами лучше, препятствий нет...

150 стр.
Вся Россия должна быть покрыта огромной, сложной сетью... обращенных... на борьбу во всех секторах жизни... Вся жизнь... преобразовалась бы внутренно, органически, без малейшего насилия, свободно, без государственного давления...

154-155 стр.
Схема... понимания социально-культурной миссии... и ее метода: не... навязывание извне... идеологии и дисциплины, а внутреннее, органическое, духовно-свободное, постепенное, эволюционное преобразование общенациональной жизни и творчества. Но эта грандиозная перспектива останется нереальной мечтой, если не придать нашей церкви достаточно мощного аппарата в виде мобилизованной армии мирян... Люди поневоле живут в раздвоении, в двойной бухгалтерии... И даже религиозно думают, что так и следует жить в двух мирах раздельно, т.е. мыслят еретически, несториански...

157 стр.
Церкви забиты агрессивным лаицизмом в границы почти одного личного, духовного делания, загнаны подневольно в позицию далеко не ортодоксальную, не халкидонскую. Тут и несторианский отрыв от природы человеческого общества и монофизитская спиритуализация дела церкви, два порочных уклона. Церковь, оторванная от государства непредвиденным и неодолимым  идейным поворотом истории, утратила почти совсем надежду на восстановление симфонии с ним...
Симфония... должна быть... перенесена на занятие... позиций... на всем широком поле национальной, всероссийской жизни, через влияние извнутри на мысль, на чувства, на волю нации: от столицы до деревни, от правительства до пастуха и стрелочника... Актуальная задача нового времени есть воссоздание той же самой симфонии, но не с государством, а с живым обществом...

246 стр.
Несторианское миропонимание господствует в наши дни. Оно психологически выражается в легкомысленном отделении: религии от жизни, Церкви от государства, культуры и школы от церкви. Через этот великий исторический процесс развития и человеческой истории и культуры лишается его религиозной души и вечного смысла. А религии отводится отдельная субъективная область внежизненного благочестия. Человек обрекается внутренно жить в двух разных и чуждых один другому планах небесном и земном. Это и есть неосознанная ересь несторианская на практике...

249 стр.
Лишь на... путях напряженной самоорганизованности... люди, в союзах друг с другом, а не с лаическим государством, в союзах с обществом, а не с властями, могут надеяться не номинально, а реально созидать... ценности и молекулярно вводить их во все ткани общей жизни...

250-251 стр.
Церковь потеряла обманчивое статистическое большинство - в 100 миллионов, но оперлась, если а на 10 только миллионов (эх, уже не больше 1,5 миллионов осталось, Антон Владимирович - прим. С.Д.), за то не мертвых, а живых душ. Вес ее перестал быть "дутым" и слабым, а стал подлинным, реальным. Тем спасительнее для нас, тем активнее долг наш уйти от кошмара "мертвых душ"...
Делайте все сами, никого не ждите, никто за вас вашей роли не выполнит. Берегите церковь, духовно питайтесь от нее... На законном основании равноправных членов (в этом равноправии благословенная сторона демократии). Занимайте всюду все общественные позиции и боритесь... за перестройку...

Tags: Воссоздание Святой Руси Антон Карташев, Высокий интеллект, Карташев, благородные идеалы, изгнание демонов
Subscribe

  • Латинская "Призма Путина"

    Ванька Жуков, девятилетний мальчик, отданный три месяца тому назад в ученье к сапожнику Аляхину, в ночь под Рождество не ложился спать.…

  • Воссоздание Святой Руси

    Взгляд упал на великую итоговую книжку Антона Вл. Карташева "Воссоздание Святой Руси" (Париж. 1956 г.). Автору на момент издания…

  • Брат, скучно...

    dementyev . ru Из хода дел разумевайте волю Божию преп. Варсонофий Великий Глубинно благо и советского опыта... Брат,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments