so_mysl (so_mysl) wrote,
so_mysl
so_mysl

Различие разумения свободы на Западе и в России как причина русских бед

dementyev.ru

Посетил открытую сессию Конгресса интеллигенции по теме «Россия в системе международной безопасности. Роль и ответственность интеллигенции».
Уныние.
Безволие.
Апатия.
Почти нескрываемая злоба на всех "чужих".
Злой вой на тучи Караганова.
Овации обезвоженному от любви Пионтковскому.
Опешивший одинокий Зубов.
Еще более оторванный Чубайс.
Гурман и чиновник Урнов.
Клерк Пономарев с тщательно уложенным направо усиком бородки.

Тятя, Тятя...
Посмотрим что попадется в наши сети в этом затхлом озерце...



***

Различие разумения свободы на Западе и в России как причина русских бед.

Внешнее и внутреннее как диалектическое условие продления Вселенской драмы Цивилизации.

Век ответственности русских.

***

Дорогие друзья! Совесть нации!

По всему вижу я, что вы особенно совестливы. Ибо, пристально изучая тексты и слушая вдохновленные речи русской интеллигенции, сейчас в этом здании Международного университета, я нашел и двух старых друзей, апостолов Петра и Павла и памятник, на котором написано "спасителю России". Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я следом за Петром и Павлом, проповедую вам.

два друга и я

На лестнице Международного университета по пути на третью сессию Конгресса интеллигенции на тему «Россия в системе международной безопасности. Роль и ответственность интеллигенции». 20.10.2014

Многие и в России в целом называют интеллигенцию совестью нации.

Ответственная честь, высокая нравственная обязанность быть более совестливым, чем большинство сограждан!

Но что же такое совесть?

Старославянский словарь (по рукописям X-XI. Москва. Русский язык. 1994 г.) утверждает, что съвъсть это со-знание, т.е. со-ведение, напоминая нам вечное увещание апостола Павла не только коринфянам (1 Кор. 8: 10-11), но и русской интеллигенции: ибо если кто-нибудь увидит, что ты, имея знание, сидишь за столом в капище, то совесть его, как немощного, не расположит и его есть идоложертвенное? И от знания твоего погибнет немощный брат твой, за которого умер Христос.

Нам нужно всегда помнить и стремиться соответствовать этому наказу апостола, дабы не выслушивать время от времени вполне справедливые не комплиментарные оценки интеллигенции, вроде ленинской.

***

Поиск «субъекта развития» России столетия ведется в существующих окаймляющих наше сознание рамках ценностных и мировоззренческих установок актуальной парадигмы цивилизации, локомотивом которой с эпох Возрождения и Просвещения является христианский Запад.

В рамках этой логики мечты Иоанна Грозного, Петра и Сталина например об искоренении вырождения в коррупцию восточной системы кормлений (для своей функциональности требующей не развитых современных институтов, но утраченных веры и нравов), ленинская и народная о справедливости и более или менее сносном бытии и земном благе, до сего дня в наших широтах не осуществлены.

Исторически плодоносят, вне кормлений и системы коррупции, более или менее справедливо, сносно и житейски счастливо живут там, где христианство через удивление и все более пристальное созерцание Богом данной красоты мира было успешно претворено в формы земной жизни.

На христианском Западе.

Что же с нами, христианским Востоком?

Завистливое самобичевание неполноценных вечных двоечников или вечное наказание небесное?

Сегодня многие "интеллектуалы" по обе стороны "цивилизационных" баррикад в России, читавшие примерно одни и те же ЗАПАДНЫЕ книги последних столетий, также как и их предшественники в условиях отсутствия личного ОПЫТА веры, наступили на те же грабли западников и славянофилов...

***

Древняя Русь не знала вопросов о смысле жизни, свободе и несвободе, ибо в вопросах этих в нашей древности не было никакой нужды: о сохранении веросознания и спасении души в древней Руси также как на средневековом христианском Западе имело попечение все общество.

Однако и последовавшая за Возрождением и Просвещением секуляризация неминуемо все острее ставила вопрос о смысле жизни вовсе не на Западе, а в России - вопрос этот характерен именно для русской мысли, ибо в европейских языках нельзя даже указать точного соответствия русскому смыслу – европейские значения слова смысл или слишком рациональны или чувственны.

Русский же съмысл есть со-мысль, сопряжение мыслей, равновесие, порождение цело-мудрия, не ведающее распадение на чувственное и рациональное.

***

Закон Христианский научает нас взаимно делать друг другу добро, сколько возможно…, Россия есть Европейская держава…, Человека не должно и не можно никогда позабывать…, говорится в имперском русском «Наказе» (1768 г.) Екатерины Великой. Необходимо подчеркнуть, что значительная часть текста «Наказа» заимствована Екатериной из трактатов Шарля Монтескьё «О духе законов» и Чезаре Беккариа «О преступлениях и наказаниях», а остальные статьи являются компиляцией публикаций Дени Дидро и Жана Д`Аламбера из знаменитой «Энциклопедии». Великие просветители Европы были христианами.

И вот, через петровское изумление чистому вымени у европейских коров, вопрошание жизнь, зачем ты мне дана? Пушкина, декабристский секулярный выбор западного разумения свободы, новый вопрос как знать, зачем пришли мы? Вяземского, через множество террористических актов русских народовольцев и революционеров в борьбе за русский призрак западной свободы, рассуждения Ивана Карамазова, мир Божий принимать отказавшегося и позже, на излете Империи, Россия, кажется, окончательно сделала свой русский выбор секулярной западной свободы словами Бальмонта:

И так как жизнь не понял ни один,

И так как смысла я ее не знаю, -

Всю смену дней, всю красочность картин,

Всю роскошь солнц и лун – я проклинаю.

И все же если на вопрос о смысле жизни русские мыслители конца 19-го и начала 20 века, эпохи возвращения русской интеллигенции к веросознанию и личному религиозному выбору дали своим потомкам достаточно исчерпывающий ответ (см., например, антологию Смысл жизни. Москва. Прогресс. Культура. 1994 г.), то вопрос о русском разумении свободы до сего дня в русском обществе не обсуждался, будто все и так знают на него русский ответ.


Ответ, однако, на него есть только западный.

Последствия западного Просвещения, крайности секуляризма, выразились на Западе в повсеместном утверждении идеала практической полезности. Утилитарным принципам исподволь стали подчинять и мораль, и философию природы, и эстетику.

Итогом развития секулярного осмысления мира и жизни стало появление в конце XVIII в. (Антуан Дестют де Траси, «Элементы идеологии») идеологий, то есть христианства без Христа, прямым изводом которых стало и западное понимание свободы.

Академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв завещал нам: Не надо искать никакую национальную идею для России, это мираж. Жизнь с национальной идеей неизбежно приведет сначала к ограничениям, а потом возникнет нетерпимость к другой расе, к другому народу и к другой религии. Нетерпимость же обязательно приведет к террору. Нельзя добиваться возвращения России к какой-либо единой идеологии, потому что единая идеология рано или поздно приведёт Россию к фашизму.

Любая идеология (а идеология всегда, повторю, всегда христианство без Христа ибо впервые ЛЮБАЯ ИДЕОЛОГИЯ вкл. исламские а также столь близкая нашим сердцам идеология "устоявшейся традиции демократии" рождена в лоне христианской цивилизации) и ее инструмент - любая революция - всегда и неминуемо ведет включившийся в нее мир к распаду.

Так что же такое свобода по-западному?

Один из западных ученых-медиевистов прошлого столетия, Вернон Баурк,… в результате тонкого анализа… демонстрирует, что лишь в переходный период между средневековым и новоевропейским мышлением свобода человека стала все более отождествляться с отсутствием внешних ограничений, тогда как в раннем средневековье она означала «присутствие свойственной человеку силы самоопределения и даже (как в понятии libertas у Ансельма) наличие сверхчеловеческого определения воли человека к вечной справедливости и счастью (Профессор Н.К. Гаврюшин. Диалектика достоинства в православном понимании. 2009 г.).

Западное разумение свободы укреплялось сначала "со Христом", затем - формально "со Христом", затем "Христос" вообще был отброшен. Итог - нравственное умаление ума, полная утрата цело-мудрия, разрыв человека на части. От цивильности остается разумение христианства как принятие себя строго вместе с полным набором собственных пороков, в то время как Сам Христос взывает к «отвержению себя»: «иже не примет креста своего, и в след Мене грядет, несть Мене достоин» (Матф. 10 - 38). Сегодня повсеместна замена белого черным, а черного – белым, все более настойчивы призывы "сменить реальность" теперь уже и из России. А любой голос в защиту традиции и Камня,  на котором стоит наша общая цивилизация, тотчас высмеивается и объявляется «архаичным» и «мракобесным».

Сегодня Западная культура в основном и стоит на этом длительном опыте ошибочного разумения свободы как отсутствия ограничений, на опыте отвержения, негативности, восстания, протеста. Ведь и само понятие "освобождения" (liberation) тоже всецело негативно. Как подчеркивает протопресвитер Александр Дмитриевич Шмеман, на наше сознание, на наш "изначальный" опыт современная культура набрасывает аркан принципов, которые, хотя они кажутся "положительными", на деле отрицательны, ни из какого опыта не вытекают. "Все люди равны": вот один из корней, самая ложная из всех apriori. Все люди свободны. Любовь всегда положительна (отсюда, например, оправдание гомосексуализма и т.д.). Всякое ограничение - опрессивно (От oppressive (англ.) - гнетущий, жестокий, репрессивный).

Необходимо предупредить наших современников: отсутствие внешних ограничений без Христа как нашего Судии - идеология, ведущая уже христианскую цивилизацию к новому Вселенскому потопу, к распаду.

Это самокастрация чувства ценностей, смещение их архетипической природной человеку иерархии. Как пишет в работе Кризис индустриальной культуры (1956 г.) Борис Петрович Вышеславцев, функция чувствования, которую Паскаль называл «логикой сердца», есть наиболее ненужная функция для современного аппарата технической организации масс, а потому и наиболее пренебрегаемая. И, однако, это есть самая возвышенная и ценная функция нашего духа, ибо она есть моральная функция, она чувствует ценности и превращает их в обязанности и запреты, в «категорический императив». Кант утверждает за нею первенство, примат. Вытеснение, регрессия этой функции означает, что все мистические запреты и императивы, которые охраняют и защищают священные ценности духовной культуры, уничтожены. И тогда атавизмы примитивных инстинктов, более не подавляемых, поднимаются на поверхность.

***

Все мы знаем Евангельскую притчу о Марфе и Марии.

И обычно ошибочно относимся к ней как к отвлеченному нравоучительному сюжету, не имеющему отношения к нашей реальной жизни, политике, общественной, тем более частной, гражданской жизни и позиции каждого из нас.

Тем не менее, парадоксально, хотим мы того или нет, притча эта касается каждого человека со дня начала Нового, христианского летоисчисления, с первых дней христианской цивилизации, в рамках которой мы пока еще живем…

Давайте вспомним эту историю, явившуюся предметом художественного осмысления многих авторов Эпох западного христианского Возрождения и Просвещения в изложении апостола Луки:

Женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой; у неё была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его. Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне. Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё. (Лк. 10: 38-42).

На христианском Западе христианство через удивление и все более пристальное созерцание Богом данной красоты мира было успешно претворено в формы земной жизни.

И вот, сегодня, Марфа, заботясь об угощении, давно уже забыла о Госте и накрывает стол Себе Самой...

А Мария, брезгуя ногами Иисуса, повернувшись спиной и к Нему и к Марфе, давно слушает не Его Слово, а только Себя, все более раскаляясь злобой на свою хозяйскую бездарность и завистью на золотые руки и снисходительные призывы Марфы сесть за общий стол, прежде научившись собирать со стола хотя бы крошки...

Истина же - всегда посередине.

Ведь и в методах познания еще Платоном, эпикурейцами, Филоном и Плотином названы равночестными как наша "восточная" интуиция (позднелат. intuitio — «созерцание», от глагола intueor — пристально смотрю) — непосредственное постижение истины без логического анализа, основанное на воображении, эмпатии и предшествующем опыте, «чутьё», проницательность и познание "западное" логическое. Нельзя же всех русских махом либерально-террористически принудить к "логике", когда им по сердцу επιβολή («intuitus» Боэция)!!! :)

Сие надлежало делать, и того не оставлять (Мф. 23: 23)

Как отмечал Руперт Мелдений, в главном единство, во второстепенном свобода и во всем любовь.

Цивилизация у нас с "Западом" одна, только роли и места в ней у нас вполне вероятно Автором заданы разные. Автор Цивилизации, Гость Марфы и Марии Один, ошибки параллельные. Дугины, Прохановы и иже с ними интуитивно верно, но слепо зрят ошибки просвещенных да давно не тем светом западных пилотов, да своих, увы, не видят.

Русский лицемер, вынь прежде бревно из своего глаза!...

10. Камень

***

Как напоминает нам отец Александр Шмеман, у нашей цивилизации нет и ничего, в сущности, не было кроме христианства, кроме Христа. Только вокруг Христа как средоточия приобретали свой смысл и свобода, и культура. Отказавшись от Христа и христианства в пользу христианством же посеянной "свободы", наша общая с Западом цивилизация просто теряет смысл своего существования.

Как полагал Кант, спасти мир как целое может только «бесполезная», рассудочно непостижимая, премирная (а мы добавим - возможно русская, вернувшаяся к самой себе и повернувшаяся тем самым ко всему миру) красота…

России нужно найти себя в актуальной реальности, увидев и подготовив себя к будущему в системе международной безопасности. Роль и ответственность российской интеллигенции здесь первична.

Россия должна выработать и предложить миру новый привлекательный опережающий время Проект мироустройства - сначала русского единства и свое привлекательное лицо народам России, и в первую очередь для русских, но и для мира.

Кстати, его от русских ждут и некоторые дальновидные украинские интеллектуалы...

***

Исторически "русская свобода" - свобода ВНУТРЕННЯЯ.

Возможно, именно с этим связаны извечные беды и неудачи русской оппозиции, ориентированной на пустой поиск ВНЕШНЕГО, исконно ЗАПАДНОГО таланта в русском человеке.

Иной код свободы у народа не позволяет зажечь его на народные западные подвиги.

Если это так, вовне "русская свобода" обнаруживает себя в «стране рабов и господ» не рабством, но скрытым и несознаваемым достоинством, возможным историческим смирением с тем, что "не от нас зависит": Золотой Ордой, Иваном Грозным, Петром Первым, крепостным правом, большевиками, негодным церковным начальством, Путиным и его системой.

Конечно, необходимо еще разбираться, где подлинное народное смирение, а где смиренничанье «паче гордости».

Ведь у всех ныне в России "внутри кипит", но, веруя или пока мало веря, русский человек, вовсе не страшась ни бунта, ни нашей пошлой власти, смиряется, чтобы через бунт не сделать хуже того что есть. "Мера" смирения и противления у каждой эпохи и у каждой личности на Руси, в России и в СССР была разная.

Социально значимым же всегда оказывался РЕЗОНАНС - когда кто-то один громко произнес то, что у всех "просится наружу".

Именно тогда на Руси, в России или СССР случался пере-ворот или ре-волюция...

Сегодня в постсоветской России за окном - аморальная суббота, и просто заявить модернизационный понедельник мало.

Чтобы преодолеть русскую смуту, в России необходимо совершить нравственный пере-ворот, достичь РЕЗОНАНСА, угадав и громко сказав вслух то, что у народа на языке "просится наружу".

***

В этом смысле вопрос русской свободы, возможно, главный в нынешней, исторической, русской повестке.

Наша надежда - на сохранность у русских кода все еще нераспознанной русской свободы, на русскую христианскую творческую историческую недосказанность.

Нам нужно выяснить, в чем же заключается русская свобода, в чем она совпадает с сегодняшней свободой западной, в чем нет и донести наше разумение не только до наших сограждан, но и до наших западных братьев и сестер.

На этом Камне, на русской свободе, и необходимо строить наше русское европейское будущее.

***

- Сколько понадобилось бы времени и какая нужна политическая воля, чтобы соединить русскую цивилизацию с европейской? Великое предназначение России – спасти Европу от идеологического и культурного распада, - заявляет Андрей Кончаловский, продолжая, - Знаете, я иногда думаю, что будущее христианской цивилизации в неизбежном единении России с Европой и с Америкой, и роль России в этом единении будет решающей. Мне даже кажется, что Россия может и должна спасти христианскую цивилизацию от распада, образно говоря — объединить всех христиан от Португалии до Рио-де-Жанейро.

Дело в том, - говорит Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий, - что если не будет на земле людей, хранящих Божественный порядок жизни, то жизнь человека будет обречена, человечество придет к самоуничтожению.

Да, чтобы не сойти за сумасшедшего мракобеса не нужно излишнего алармизма, особенно в среде восхищенных лишь западным разумением красоты мира.

Но все же если все оставить как есть, достаточно скоро и на Западе и на Востоке по слову апостола Павла фессалоникийцам скажут

"мир и безопасность", тогда внезапно постигнет их пагуба,

подобно как мука родами постигает имеющую во чреве, и не избегнут.

(1 Фесс., 5:3)

Как писал отец Александр Шмеман, "Властью, от Бога мне данною…": когда это исчезнет в мире, мир превратится в концентрационный лагерь.

А Антон Карташев в работе «Воссоздание Святой Руси» (Париж. 1956 г.) завещал нам:

Остается только творческое возрождение, воссоздание... в новом стиле неведомого грядущего. А это незаурядных умов дело. Это - дело творческое. Не исполнительская чиновничья работа...

Создать имперский мир - pax russica на отведенных нам Промыслом просторах, закрепить на них действие русской культуры и внутренне преобразить ее духом Православия - это задача для гения. Это неотменимый, богоопределенный путь служения Великой России, внутренне - Святой Руси...

Задачи перед нами не простые, а титанически сложные. Никаким упрощенством, малокультурностью, провинциализмом и кустарщиной от них мы не отделаемся. В вопросах нашего мирового православного призвания мы не имеем права быть каким то третьим сортом, псевдо-смиренной деревенщиной...

После нынешнего безбожного грехопадения Россию поднимут только люди со Христом в сердце, а не на вывесках и плакатах. Мерилом доверия народного станет только мученичеством засвидетельствованная святость.

Остается надеяться, что отношение к России изложенное в 6 пункте проекта мирного договора президентом Вудро Вильсоном в 1918 г. все еще в силе. Что Соединенные Штаты всемерно поддержат путь русских к самим себе. Как писал Вудро Вильсон, необходимо

такое разрешение всех затрагивающих Россию вопросов, которое гарантирует ей самое полное и свободное содействие со стороны других наций в деле получения полной и беспрепятственной возможности принять независимое решение относительно ее собственного политического развития и ее национальной политики и обеспечение ей радушного приема в сообществе свободных наций при том образе правления, который она сама для себя изберёт. И более, чем прием, также и всяческую поддержку во всем, в чем она нуждается и чего она сама себе желает. Отношение к России со стороны наций, ее сестер, в грядущие месяцы будет пробным камнем их добрых чувств, понимания ими ее нужд и умения отделить их от своих собственных интересов, а также показателем их мудрости и бескорыстия их симпатий.

***

Как утверждает царь и пророк Давид Псалмопевец,

Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии (Пс. 126, 1)

21 век – век ответственности русских!

Tags: Конгресс интеллигенции, Конгресс российской интеллигенции, Различие разумения свободы на Западе, Роль и ответственность интеллигенции, Россия в системе международной безопасно, Третий Конгресс интеллигенции, Третья сессия Конгресса интеллигенции
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments