so_mysl (so_mysl) wrote,
so_mysl
so_mysl

Category:

Троица смирения

dementyev.ru

Смирение троично: соприродно, аскетически-нравственно, умозрительно-харизматично.

Смирение как природный семенной начаток (сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему (Быт 1:26); Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной (Флп. 2: 6-8))¹ зримее всего наблюдается и сохраняется в детстве и в Богом отмеченной и хранимой психологически-устойчивой детскости (если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное; итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном (Мф. 18:3-4)).

Смирение умозрительно-харизматическое - редкая метка Божия (без смирения же человек не может без вреда для себя получить и какие-либо дарования Божии. Вот почему и предсказано, что в последние времена, ввиду усилившейся гордости, люди будут спасаться только терпением скорбей и болезней, а подвиги от них будут отняты²), Его сверхъестественный обновляющий ум дар, всесовершенная мудрость³, знаменательное Божие наименование, плод действия Святого Духа, состояние качественно иной в своем содержании умосозерцательной жизни.

Смирение аскетически-нравственное - непрерывно-поступательный чрез умиленно покаянное зрение сначала бесчисленного греха своего, а затем и собственно повреждения своей природы, путь мистического соединения с Богом, фундаментальный результат деятельного совершенствования, во Христе и со Христом нерасторжимые средство и способ.

В ком-то Господь хранит семенной начаток.
Кого-то пометил недораскрытой харизмой.
Кто-то преуспел аскетически.

Семя или харизма, даже семя и харизма без фундаментального аскетически-нравственного во Христе и со Христом покаянного продвижения бесплодны. Вернее без фундамента это вовсе не они...
Не семенная не харизматичная аскеза если не прелестна, то персонально самозамкнута, не системна (не цело-мудренна).

Троичность Божества и во Христе и со Христом нерасторжимые средство и цель богоуподобления (облеченный во смирение Бог явился человекам, и кто из человеков облечется во смирение, соделывается богоподобным) свидетельствуют: потенциально системно лишь даром стяженное, бесконечной Божественной Любовью движимое троичное смирение...

Лишь орошаемые смиренным покаянием подспудные семя и харизма прорастают системно-исторически зримым «образом» персонального роста в Царстве Небесном и всеобщим (кто имеет уши слышать, да слышит! (Мф. 11:15)) раскрытием Божия наименования (Иисус Христос (משׁיח יהושע) означает Бог-Спаситель Мессия/Помазанник): научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем (Мф.11:29)...

Так Богоизбранная Отроковица в Своей Евангельской Песни прославляет Бога за Свое счастье с глубочайшим смирением и с полным сознанием, что это счастье принадлежит не Ей одной:
И рече Мариам величит душа Моя Господа,
и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем,
яко призре на смирение рабы Своея: се бо отныне ублажат Мя вси роди;
яко сотвори Мне величие Сильный, и свято имя Его,
и милость Его в роды родов боящимся Его;
сотвори державу мышцею Своею: расточи гордые мыслию сердца их;
низложи сильныя со престол и вознесе смиренныя;
алчущия исполни благ, и богатящияся отпусти тщи;
восприят Израиля отрока Своего, помянути милости,
якоже глагола ко отцем нашим Аврааму и семени его до века
(Лк.1:46-55).

Пресвятая Дева была действительно беднейшею из всех девиц в Израиле и совершенно неизвестною. Но теперь, когда Бог призрел на Нее, на Ее уничижение, Она сделалась славнейшею из всех: 48-50 ст. (вторая строфа). «Се бо отныне ублажат Мя вси роди: яко сотвори Мне величие Сильный — Δυνατός (Δυνατός  — в Новом Завете находится только здесь) — и свято имя Его: и милость Его в роды родов боящимся Его». Се бо отныне, — то есть с того момента, как Ангел возвестил о рождении Мессии, ублажат Мя, говорит о Себе Пресвятая Дева, вси роди, то есть будут прославлять Меня все грядущие поколения.

Поскольку согласно словарям церковнославянского и древнегреческо-русского слово «смирение» соответствует двум греческим словам, а именно «είρηνη», что значит примирение, мир, мирная жизнь (Дворецкий И.Х. Древнегреческо-русский словарь. - М., 1958) и «ταπείνωσις», которым означается низкое, незнатное состояние или положение человека в обществе (ср., например, Иак.1:10), а также смирение как добродетель на греческом языке выражается словом ταπεινοφροσύνη», которое переведено на русский язык как смиренномудрие [...] и относится к новозаветному времени, само значение слова «смирение» убеждает в том, что подлинные мир и примирение с самим собой, с ближними и дальними возможны лишь на многосложном пути смирения (всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности (Евр. 12: 11)), - примирения с Богом.

Никак не путем антипода смирения, прелести и ее плодов: всегда как минимум бессознательных лукавых и пустых суеты и болтовни, идеологий, разработки и реализации спасительных политических и экономических программ, тем более лукавства и насилия сознательного.

Конечно, мера смирения на каждую эпоху отмерена своя.

Но ведь к полноте его ежедневно устами сознательных и бессознательных, смиренных и прелестных предстоятелей и всех предстоящих Творцу призывает нас Господь и за Богослужением:
- мир всем!
- и духови твоему

Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мф. 5:42-48), - побуждает нас Господь.
Не говорите [...] что это невозможно в настоящее время, - несколько обнадеживает преподобный знатный «стамбулец» времен крещения Руси.
В современных условиях изменить ход дел, переменить людей почти нет возможности. [...] Не верю я в возрождение, - осторожно замечает один русский подвижник.
Стяжи дух мирен, и тогда тысячи [хоть миллион, хоть миллиард, ибо не мерою дает Бог Духа (Ин 3:34)] душ спасутся около тебя, - улыбаясь ему, все же вторит Господу другой...

NB
Из моей писанины не делай вывода, будто я опытно познал духовность человека. Нет. Но ищущему Господь по неложному Своему Слову, особенно в начале пути, дает несколько вкусить будущих благ, чтобы поощрить к дальнейшему исканию. Об этом говорят все (Игумен Никон (Воробьев). Письма духовным детям. 1962 г.).

---
¹ Смирение есть нечто нам сродное и совозросшее с нами, которые по земле ходим, из земли имеем состав и в землю возвращаемся (Святой Григорий Нисский. Творения. - М., 1854. - Ч. 2.).
² Игумен Никон (Воробьев). Как жить сегодня. Письма о духовной жизни. Письма студентам Московской духовной академии. 7/IV—62
³ Святой Ефрем Сирин. Творения. - М., 1881. - Ч. 1.
Святой Иоанн Лествичник. Лествица (в русском переводе). - М., 1862.
Архиепископ Мурманский и Мончегорский Симон. Смирение и прелесть (по творениям святых отцов) / Архиепископ Мурманский и Мончегорский Симон (Гетя). – Мурманск:  Кн. изд-во, 2009.
Игнатий (Брянчанинов), епископ. Аскетические опыты. Сочинения. - СПб., 1905. Т. I.
Проф. М.И. Богословский. Посещение Пресвятою Девою Елисаветы. «Православный собеседник», 1885.
Преподобный Симеон Новый Богослов. Божественные гимны (перевод с греческого). - Сергиев Посад, 1917.
Игумен Никон (Воробьев). Как жить сегодня. Письма о духовной жизни. Монахине Сергии. 5/XII45
Tags: Троица смирения
Subscribe

  • В проигравшей цивилизации победившего духовного ресентимента

    Сегодня вообще мир как бы разделился на два лагеря: один лагерь — это те люди, которые стремятся сохранить в силе и действенности…

  • Брат, скучно...

    dementyev . ru Из хода дел разумевайте волю Божию преп. Варсонофий Великий Глубинно благо и советского опыта... Брат,…

  • "Токмо Мною"

    dementyev.ru Иисус Христос ( משׁיח יהושע ) означает Бог-Спаситель Мессия/Помазанник Токмо Мною в смысле богоуподобления (…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments